понедельник, 28 ноября 2016 г.

Шри-Ланка. Прибытие и первый день

Шри-Ланка - уникальный остров, интерес к которому растет с каждым годом все больше и больше. Для европейцев, привыкших к сезонности жизни, суете, урбанизации, остров с тропическим климатом, вечным летом, богатейшей природой, фауной, песчаными пляжами является райским местом. Побывав один раз в этой стране, мысленно возвращаешься назад снова и снова, а некоторые действительно посещают эту страну повторно, чтобы опять насладиться золотыми пляжами и купанием в океане, пообщаться с доброжелательными и разговорчивыми островитянами, посмотреть как можно больше живописных мест, ландшафтных ботанических парков, красивейших водопадов.




28 ноября 2016 года наша небольшая группа начала своё путешествие к острову в Индийском океане. Долгий путь был разбит на 3 перелёта: Минск - Москва, Москва - Дели и Дели - Коломбо (фактически аэропорт располагается в пригороде города Негомбо, что 35 км от Коломбо). 

Минск провожал нас привычной погодой в это время - свинцовыми тучами. Багаж сдан, бирки прикреплены и теперь можно расслабиться в ожидании рейса до Москвы.


Летом 2016 года при сотрудничестве Wargaming у национального авиаперевозчика Белавиа появился первый брендированный самолёт. Как нетрудно догадаться по фото, на нём мы и добирались в Москву.



Аэропорт Домодедово, по моему субъективному мнению, оказался пересадочной станцией из Москвы куда-то на восток или юг, так как большая часть пассажиров была совсем не европейской внешности. 

Пока ждали рейса, побродили по залам ожидания. По сравнению с Минском цены в аэропорту совсем бешеные: блюда в кафе в пересчёте на евро стоят от 5 евро и выше.



У стойки регистрации стояло предупреждение, что Samsung Galaxy note 7 тут не в почёте. Первый раз столкнулся с особенностью сдачи рюкзаков - их сдают в лифт, а не на конвейер при проверке документов. Кроме того, впервые проходил так много проверок в аэропорту. 


Вторая часть перелёта делилась на 2 отрезка - 5,5 часов до Дели и ещё 3,5 часа до Коломбо. В итоге, общее время перелёта составило 10 часов (без учёта времени ожидания). Летели мы на Air India.


После нескольких часов ожидания, смены гейта и задержки рейса на 40 минут мы наконец оказались в самолёте. Через полчаса после вылета стюарды разнесли напитки (пиво, вино, виски, сок, вода, кола и др.), а ещё через полчаса подали ужин. Как видно на фотографии, набор еды достаточно разнообразен. Рис с курицей и овощами, овощи для салата, немного фруктов и баночка воды. Сначала показалось, что это что-то вроде желе. Но нет, видимо для экономии места, московский аэропорт упаковывает воду в баночки.


Смещение времени в Дели (от Минского) составляет +2,5 часа, так что когда мы прибыли в Индию, было уже светло. В стране много людей, поэтому даже самолёт встречают толпой)
 

Вид из окна аэропорта.


В аэропорту можно встретить бронзовые божественные головы ростом с человека. 


Скучающие пассажиры.


Побродив несколько часов по многочисленным Duty Free магазинам, мы дождались следующего перелёта. Так как мы летели транзитом, то нам не пришлось повторно проходить все процедуры. Однако без происшествий не обошлось: 2 раза меняли гейт и задержали рейс на 1 час. 



И снова через полчаса после вылета были напитки, а затем, более скромный по сравнению с предыдущим, комплект еды.


Темнеет на острове рано (примерно в 17:30), и через час после приземления солнца уже не было видно. Первым городом, где мы забронировали жильё, был Анурадхапура (примерно 200 км от аэропорта). Мы планировали добираться на автобусе, но на выходе из аэропорта нас "подловили" представители Europcar - и спустя час наша компания ехала в сторону гостиницы на миниавтобусе. 

Время от времени мы просили у водителя остановки: то прикупить фруктов, то поужинать местными блюдами.



Слева на фото экзотический фрукт под названием Слоновое (или деревянное) яблоко.




Приехали в гостиницу ближе к полуночи и только утром смогли оценить это место. 
На фото можно увидеть арендованный за 60 дол. в сутки миниавтобус Тойота.




Первое знакомство с ланкийцами: шлёпки-вьетнамки и зонтики. 


А теперь немного истории страны.

Многие ученые считают, что первое упоминание о Шри-Ланке имеется в древнеиндийском эпосе «Рамаяна». Письменная история страны начинается с VI в. до н. э., когда выходцы из Северной Индии во главе с принцем Виджаей в 543 г. высадился на острове. Об этом рассказывает сингальская хроника «Махавамса». Виджая был изгнан из Северной Индии: будучи старшим сыном одного из правителей, он вступил в борьбу за власть, но потерпел поражение. Со своими приверженцами принц отплыл на корабле из Индии и после долгих странствий попал на остров Ланку. Принц Виджая назвал остров по имени своего рода «Синхаладвипа», т. е. «львиный остров», а расселившиеся на нем выходцы из Индии стали называться «сингалами» – львиноподобными. Название острова Синхала в английском языке преобразовалось со временем в «Силон», что привело к русскому «Цейлон». До 1972 года официально остров назывался Цейлон.




Тук-тук - местный транспорт.



Анурадхапура - самая древняя столица острова, её появление относится к пятому веку до н. эры. "Анурадха" в переводе означает "свет". Появившиеся здесь около 1500 лет назад мелкие поселения постепенно превратили город в цветущий сад со сложными архитектурными постройками, домами в два этажа, водопроводом (1 в. н. э. ), дорогами, мостами. Были построены дворцы, храмы, монастыри. Жители лечились в больницах, а умерших хоронили на кладбищах. Анурадхапура и до настоящего времени остаётся столицей буддизма на острове.



Интересно, что город почти тысячу лет стоял в запустении, и только в 19 веке английский охотник случайно натолкнулся на него в джунглях.



Сегодня Анурадхапура преимущественно восстановлена и разделена на две части: Старый город, который является нежилой охранной зоной, и Новый город, где живет все население Анурадхапуры (около 50 000 человек) и находится туристическая зона с отелями, ресторанами и магазинами.



В первый день мы отправились в храмовый комплекс.



На фото пальмовая белка, её часто путают с бурундуком. Издаёт писклявые звуки, одновременно подёргивая хвостом. 



Молодой кот, который охотится на пальмовую белку с фото выше.


Отдыхающий монах.


На некоторые участки комплекса нужно ступать только босиком, так что обувь оставляем на входе. Для непривычного посетителя это очень непросто, т.к. температура воздуха около 30 гр. по Цельсию и каменные дорожки очень сильно нагреваются. 


Вход к священному дереву Джайя Шри Маха Бодхи. Чуть ниже про него будет рассказано подробнее.




Про собачек отдельный разговор. Они ходят и спят где хотят. Транспорт и люди для них не помеха. Так что спящая собака под стойкой для свеч - это нормальное явление.



Сгоревшая летучая мышь. На острове много больших летучих мышей, и периодически одна из них пытается приземлиться на высоковольтные провода.



И снова пальмовая белка.


Белая цапля.


Варан.


И снова спящие псы.



А теперь немного о Ступах, или как их называют в Шри-Ланке - Дагоба (не путать с одноимённой планетой во вселенной Звёздных войн).

С древних времен люди отмечают места захоронений и приходят туда в знак уважения к предкам. Во многих культурах мира после смерти известного человека над его погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и почтить его память. 

Считается, что после ухода Будды реликвии, оставшиеся после сожжения его тела, были разделены на восемь частей и заложены в восемь ступ в разных частях Индии, связанных с жизнью Будды. Согласно Махапаринирвана-сутре, царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджгире; остальные ступы возводили представители других кланов: личчхави — в Вайшали, шакьи — в Капилавасту, були — в Аллакапе, колии — в Рамаграме, недалеко от Капилавасту, маллы — в Паве, другая ветвь маллов — в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы — в своем родном городе. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ».

В данном храмовом комплексе находятся несколько ступ, самая яркая из них - это Руванвелисая.

Руванвелисая иначе называется Белая ступа или Махатупа, что в переводе с сингальского означает Великая ступа, хотя она всего лишь третья по величине из всех ступ древней Анурадхапуры и взмывает в высоту на 55 метров. Построена ступа на фундаменте из золотого гравия и находится как бы на постаменте.



Маленькая модель оригинальной ступы Руванвелисая на платформе со слонами.


На внешней стене вырезано 400 стоящих плечом к плечу слоников. Значение этих слонов объясняют двояко. С одной стороны, слоны поддерживают платформу, на которой стоит дагоба, как будто бы поддерживая землю в соответствии с буддистской космологией. С другой стороны, говорят, что слоны просто помогали в строительстве ступы и это дань памяти величавым труженикам. К сожалению, после многократных реставраций, начатых в 1893 году, ступа утратила свою первоначальную форму. 




Отдельно хочется рассказать вот про этих обитателей острова. Серый лангур или Хануман лангур — грациозное животное с длинными конечностями, серовато-коричневой шерстью, смуглым лицом и длинными ресницами, которые защищают лангура от яркого света, когда тот ищет пищу на верхушках деревьев.

Лангуры считаются воплощением индуистского бога обезьян Ханумана, которые, согласно легенде, в попытке освободить королеву из лесов Шри-Ланки были захвачены в плен пожаром и обожгли свое лицо, руки и ноги – поэтому у лангуров они черные.

Группы этих обезьян являются обычным явлением у некоторых буддийских храмов и чаще всего выпрашивают еду и подарки или воруют вещи у ничего не подозревающих посетителей.













Дворец Лохапасада или «Бронзовый дворец», представляющий собой сооружение странное и удивительное, построенное королем Дутугамуну более 2000 лет назад. Дворец представлял собой 9-этажное здание с 1000 комнатами, крышу которого поддерживали 1600 колонн, высотой около 4 метров. В древние времена все колонны были украшены серебряными пластинами, а крышу здания дворца, напоминающую пирамиду, покрывали бронзовые медные листы, которые и дали ему свое название «бронзовый». Так как дворец был построен из дерева, он несколько раз уничтожался в результате пожаров и восстанавливался сначала до 7 этажа, а после очередного пожара в 4 веке лишь до 5-го. При захвате Анурадхапуры индийской армией Чолов Бронзовый дворец был окончательно разрушен. Сохранившиеся до наших дней колонны собрал из остатков более древних построек король Паракрамабаху Великий в 12 веке.


Как я уже говорил, одна из святынь, почитаемой буддистами всего мира, - это дерево «Бо» или бодхи. Оно слывет самым древним растением на земле, а возраст его около 2250 лет. Дерево выросло из саженца, взятого от дерева Будды в Индии, под которым по преданию принц Гаутама достиг просветления. Саженец был привезен на остров принцессой Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки и сестрой принца Махинды, принесшего идею Буддизма на Шри-Ланку. Оригинальное дерево не сохранилось, а вот священный отросток в Анурадхапуре растет и по сей день, несмотря на то, что город регулярно подвергался нападениям и завоеваниям индийских захватчиков, которые разрушали древнюю столицу. Многочисленные отростки этого дерева Бо были посажены по всей Шри-Ланке, а также во многих странах Юго-Восточной Азии. Сейчас могучие ветви дерева, растущего на вершине террасы, поддерживают специальные позолоченные железные подпорки, которые можно видеть вокруг. Всем посетителям при подходе к дереву следует снять головной убор и обувь в соответствие с обычаями Буддизма, означающими уважение к святыням.





Буддистский монах. Вроде бы жизнь - боль и скорее бы в Нирвану, но на практике не всё так грустно.


А вот и лотос, который в буддизме служит традиционным символом чистоты и просветления Будды. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому, «существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений». Лотос - один из наиболее признанных и досконально продуманных буддийских символов. Каждое важное и почитаемое божество в буддизме ассоциируется с лотосом. Обычно в изображениях божеств они либо сидят на нем, либо держат его в руках.




При очередном переезде мы остановились у одной из многочисленных лавок, где нам предложили выпить молока из королевского кокоса. 


А вот так люди моются. 




Был удивлён, что игуаны, как и хамелеоны, умеют менять свой цвет. Не так радикально, но из зелёной они могут очень быстро стать оранжевой и наоборот.


После прогулки по храмовому комплексу нас начали возить по разным археологическим местам. Одно из них - Вессагирия. Это сеть из 23 горных пещер с самыми древними брахманскими надписями, построенная для молитв и медитации более чем 500 монахов. Как сказано выше, надписи на камнях сделаны письмом брахми около 2000 лет назад.


Осиное гнездо на камнях.



Позирую на камеру в углублении, сделанном монахами 2 тыс лет назад.


Дагоба Sandahiru Seya – это первая из восьми ступ, которые решено построить в разных регионах Шри-Ланки в честь окончания 30 лет гражданской войны. Боюсь, с такой технологией строительства они будут ещё 30 лет её возводить.



Вид издалека на эту строящуюся дагобу.


И снова банный день у местных.


Следующая ступа, которую мы посетили, была Тупарама. Это первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная в Шри-Ланке в III в. до н.э., где заключена маленькая частица правой ключицы Будды. Ступа на фото построена в 1862 г. на месте древней, разрушенной в VII в. Ее высота – около 20 метров, а диаметр в основании – 18, поэтому она также и одна из самых маленьких ступ. 

Построена на возвышающейся круглой платформе. На ней расположены четыре концентрических круга каменных колонн - это предполагает, что они когда-то поддерживали крышу. Таким образом, ступа располагалась внутри круглого строения.





Уникальной особенностью буддийских храмов Шри-Ланки является "лунный камень", высеченный полукруг в виде половинки луны, украшающий вход в храм. Несколько концентрических панелей изображают животных, птиц и растения. Но "лунный камень" создан не для того, чтобы радовать глаз, а содержит в себе сущность самого Буддизма. Каждый шаг имеет свое значение. 

С течением веков декор "лунных камней" становился все богаче и изысканней. Первая внешняя полоса сформирована из языков пламени, символизирующих материальные потребности. Рельефы на следующей полосе представляют символику буддизма из четырех изображений жизненного процесса: слон (рождение), лев (болезнь), буйвол (угасание), лошадь (смерть). Следующая полоса состоит из цветочных стеблей. В четвертой полосе появляются гуси с цветками лотоса в клювах, символизирующие озарение тех, кто в поисках нирваны отказался от своих земных привязанностей. В центре находится половина цветка лотоса, что означает завершение желаний. "Лунные камни" устанавливали у входа в храмы как символ очищения пришедших верующих.






Водохранилище Навара Уэва.





Время от времени на полях можно заметить диких павлинов.




Отдых водителя тук-тука.


Ещё одним местом, которое мы посетили в первый насыщенный день, был монастырь Абхаягири. Он построен королём Ваттагамини Абхая в 89 году до нашей эры. Был самым большим монастырём на Ланке в течение 600 лет, и когда-то в нём жили 5000 монахов.

Во II веке нашей эры королём Гаджабаху I в монастыре Абхаягири была построена огромная ступа, получившая одноимённое название.

Сегодня высота Абхаягири Ступы составляет 75 метров, диаметр – 94 метра. Однако её оригинальная высота была 112 метров, что делало её второй по высоте ступой Анурадхапуры, а также вторым по высоте кирпичным зданием древнего мира.

По легенде, буддийский монах-путешественник из Китая Фа-сянь прибыл на остров Ланка в начале V века нашей эры. Он провёл в монастыре Абхаягири три года, переписывая буддийские сутры. Позже Фа-сянь описал свои странствия в «Записках о буддийских странах». Он писал, что Абхаягири был замечательным монастырём, а огромная ступа была построена над отпечатками ног Будды.




Спящий Будда. Как нам рассказали, по всем приметам (полузакрытые глаза, неплотно прижатая к лицу ладонь, отсутствие божественного сияния над головой и др.) он уже в Нирване, т.е. по-попросту умер.



Руины монастыря.





И последними посещёнными объектами в первый день были бассейны Куттам Покуна (Пруды-Близнецы), расположенные на территории монастырского комплекса Абхаягири. Археологи и историки склоняются к версии, что оба пруда, построенные в VI веке, во время правления сингальского короля Аггабодхи I, использовались монахами для купания. Первым был построен меньший (северный) пруд, его длина составляет 28 метров. Позднее рядом с ним был построен больший по размерам пруд, длиной 40 метров. Ширина обоих бассейнов одинакова и составляет 15,5 метра. Между собой пруды соединены трубопроводом, а вода в бассейны поступала по подземным трубам: сначала - в большой пруд, а затем из него - в меньший. Слив воды производился из меньшего бассейна. Прежде чем вода попадала в Куттам Покуна, она проходила через несколько фильтрующих камер, которые удерживали листья, ветки и прочий мусор. Подземные трубы до наших дней не сохранились, но некоторые из фильтров и сейчас можно увидеть. Дно и стены бассейнов выложены гранитными плитами, а на обоих концах прудов расположены ступени, по которым монахи спускались в воду. Лестницы украшены каменными "горшками изобилия", на стенах бассейнов размещены барельефы с изображением пятиглавой кобры - мифического животного, почитаемого в Шри-Ланке. Во время восстановительных работ на дне водоёмов были обнаружены обломки фигурок рыб, крабов, раковин и танцующей женщины. Бассейны Куттам Покуна признаны гидрологическим инженерным чудом, одним из самых выдающихся творений древней сингальской архитектуры.







Варан. 


В заключении хочу добавить, что пару мест из экскурсии я пропустил. Наверное, от смены климатических условий у меня поднялось давление, поэтому из носа хлестала кровь, так что я часть времени провёл с салфеткой в носу, а в час ночи даже были вынужден поехать к врачу. Хотя посещение клиники - это тоже, в своём роде, знакомство с местной культурой.


На следующий день мы ещё раз заехали к врачу, и он констатировал, что давление почти в норме.


Первый вечер был завершён ужином из риса с курицей карри и, как видно на фото, львиным пивом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий