пятница, 2 декабря 2016 г.

Шри-Ланка. День второй. Михинтале

Второй день на острове было решено отдать храмовому комплексу Михинтале (Mihintale, в гугл-мэпс написано Миайнтейл, но это, видимо, машинный перевод) - одному из самых интересных мест, которое мы посетили в Шри-Ланке. Считается колыбелью буддизма в этой стране, поэтому очень почитается и посещается местными жителями.

Проснувшись и позавтракав, мы сразу начали действовать по плану, а именно направились в Михентале. Перед этим сделали остановку в центре города, не помню зачем, но я воспользовался моментом и пофотографировал утренний траффик и людей вокруг нашего микроавтобуса. Так что несколько фото в стиле euronews "no comments".

Клиника.

Медсёстры шагают по улице в рабочей одежде. Слева - вход в клинику, куда я ездил ночью лечиться.

Вот так растёт манго.

Взгляд нашего водителя (и местами гида).

Первое, что мы увидели, когда вышли из машины перед входом в комплекс, - это стаи обезьян. Новый для нас вид - Цейлонский макак. Забавная у этих животных, показалась мне, причёска: как у нас называют, "под горшок" или монашеская. Прочитал в Википедии, что они питают гастрономический интерес к растению под названием "Кассия трубчатая". Я выкладывал в предыдущем репортаже фото цветков.

Линейка продукции фирмы ПепсиКо.

В поисках вкусняшек.

Монастырский комплекс Михинтале находится в 12 км к востоку от Анурадхапуры. Именно в этом местечке появились первые на острове буддийские монахи, и именно здесь сингалы впервые услышали слово Будды. Михинтале или "гора Махинды", названная так в честь первого буддийского миссионера, представившего Буддизм на Шри-Ланке, включает в себя 4 горы. Королем Деванампиятиссой (247 г до н.э.) здесь был построен первый буддийский монастырь для Махинды и его сподвижников. В лучшее для монастыря время тут жило 3000 монахов. К вершине холма ведет лестница из 1840 широких ступеней.

Как не трудно догадаться - это варан. Мы уже привыкли к обилию этих ящериц в дикой природе.

Вход в комплекс стоил 500 рупий (3.5 доллара), что для такого места очень немного. Возле кассы нам навязали англоязычного гида, но по итогу мы даже были рады, что не отказали ему поводить нас по округе.

Остатки строений 2 тыс. давности. Как рассказывал гид, это трапезная.

Согласно древней легенде, в 247 году до н.э. царь Деванампия встретил здесь Махинду – буддиста и сына индийского императора Ашока. После этой встречи царь был поражен смыслом новой религии и сам стал буддистом, распространяя и закрепляя ее в качестве основной по всему острову. В честь этого события на вершине горы был построен первый буддийский монастырь и ступа Махасейя, в которой замурован волос самого Будды.

Вид на ступу (или, как тут говорят, "Дагоба").

А вот этот кирпичный холмик - это могила одного из монахов. По словам гида 1 холм - 1 могила. Если учесть, что тут жило 3000 монахов, то захоронений должно быть множество.

Собрат Рикки-Тикки-Тави, т.е. мангуст, который известен в наших краях в основном благодаря игрушке "мангуст играет с мячиком в коробке".

Это цветки растения Плюмерия или, как тут называют, храмовое дерево. Часто используется при церемониях. В Википедии указано, что родина растения - это территории Центральной и Южной Америки, Бразилии. В тот же момент, эти цветки изображены на фресках в Сигирии, которые датируются 5 веком н.э. (можно увидеть на фото).

Ступа Кантака четья, чей возраст датируют 3-2-ым в.в. до н.э., является (наряду со ступами Анурадхапуры) одним из древнейших сооружений подобного типа на Шри-Ланке.

Кантака, как и вся Михинтале, была заброшена вероятно где-то в 12-13 веках. Она практически полностью разрушилась от времени, была погребена под слоем грунта и покрыта тропическими зарослями.

Свой нынешний вид ступа приобрела в 30-х годах 20-го века после проведения раскопок и ее реставрации ланкийскими археологами.

Диаметр основания ступы составляет около 40 м, а высота в нынешнем виде – около 12 м (полагают, что исходная ступа имела высоту не менее 30 м).

Наш гид.

Панорама ступы.

Древние фрески. Хотя тут всё древнее.

Стелы четырех вахалькад несут на вершине четырех разных животных, каждое из которых символизирует определенную сторону света. Слон - восток, лошадь – запад, лев – север, бык – юг. Примечательно, что те же животные изображены на лунном камне, полукруге, который помещали у входов и оснований лестниц. Однако на лунном камне эти животные изображены следующими друг за другом и, по мнению специалистов, имеют символическое значение. Четыре животных на лунном камне олицетворяют джати (слон) – рождение, джара (лошадь) – упадок, вьядхи (лев) – болезнь и марана (бык) – смерть, которые непрестанно следуют друг за другом.

Символическое значение имеют изображения на стеле (слева на фото). Бабочка – это детство человека, слон – юность, цветок – зрелость, период процветания, птицы – период накопления заслуг и преклонный возраст. Выходит, это жизненный цикл.

К юго-западу от Кантака Четья находятся нагромождения огромных валунов, за ними тянется гряда из 68 пещер. А макака на фото, наверное, решила побыть наедине с собой.

Вокруг пещер обитают стаи макак.

Жук сами-знаете-какой - что накатал, то и тянет домой.

Вернулись к людям и стали раздавать сингальским детям белорусские конфеты.

Поворот к Нага покуна - Пруду кобры.

Как нам объяснил гид, эти палочки-подпорки ставят люди, верящие, что это излечит боли в спине.

А вот и сам Пруд кобры. Это естественный водоем, где собирается дождевая воды и где, по преданию, купался сам Махинда. Позднее пруд был расширен и укреплен каменным бордюром. Талантливые древние инженеры выстроили разветвленную оросительную систему: по каменным желобам вода из Пруда кобры поступала в монастырскую трапезную, а также в Пруд льва (о нем позже), расположенные на нижних террасах. Пруд охраняет и украшает высеченное на скале изображение пятиголовой кобры. Говорят, её хвост достигает дна пруда (7 метров в глубину).

Ступы Анурадхапуры виднеются на горизонте.

Вид на Кантака Четью.

Панорамный вид.

Хулиганы-макаки замышляют что-то недоброе.

Львиный пруд. Фактически это бани, а лев, стоящий на задних лапах, это душ.

Кристалл на вершине Ступы Амбастала, которая была возведена на том месте, где царь Деванампия Тисса впервые встретился с Махиндой. Перед Ступой находится статуя короля, установленная на том самом месте, где он впервые увидел Махинду. Построена Амбастала королем Kutakanna Tissa пр. 42-20 г. до н.э. Ступа находится на Мангровом плато горы Михинтале.

Так как монастырь действующий, то вокруг можно увидеть множество юных падаванов монахов. Тут они живут, учатся, работают и решают, стоит ли им и дальше быть монахами. Как я ни пытался узнать у нашего гида, как в таком юном возрасте можно решить стать монахом, так и не услышал внятного ответа, кроме "они сами решили".

Гора Арадхана Гала или Скала Приглашения – это священная для каждого буддиста гора, с нее Махинда читал свои проповеди. Скала называется так потому, что согласно преданию с нее монах-послушник Сумана приглашал богов девалоки (мира богов) послушать первую на Шри-Ланке буддийскую проповедь махатхеры Махинды. Высеченная в скале лестница и верхняя площадка огорожены металлическими поручнями, которые выглядят не очень изящно, но сделаны основательно и не вызывают сомнения в своей надежности. Ближе к самому верху подъем становится более экстремальным, поэтому неподготовленному человеку и тому, кто боится высоты, идти наверх не стоит.

"Экстремальное фото".

К северу от ступы Амбасталы на вершине скальный гряды высится огромное белоснежное изваяние Будды, правая рука которого поднята в жесте витарка-мудра (жест аргументации, разъяснения учения). Статуя железобетонная и построена она совсем недавно – в 1995 году, а подняться к ней можно по высеченной в скале лестнице.

Провожатый.

Тут также обитают пальмовые белочки.

А за эту купюру точно можно купить козу?

Местный коллекционер валют. В его пачке были деньги около 40 стран.

Вернувшись в Анурадхапура, мы пошли поужинать и затем вернулись в гостиницу.

Граффити с местным колоритом.