среда, 7 декабря 2016 г.

Шри-Ланка. День четвёртый. Дамбулла и приезд в Канди

Четвёртый день был насыщен переездами и посещением различных мест. За этот день мы побывали в Золотом храме Дамбуллы, саду специй и городе Канди.

Перед тем как описывать наш путь, расскажу (по заявкам читателей) условия нашего проживания, питания, досуга и т.д.

В городе Дамбулла мы жили в месте под названием New Peacock Resort. Стоимость двухместного номера составляла около 20 дол. (с завтраком). Комплекс из двух зданий, на первый взгляд, рассчитан примерно на 10 пар. Сам город не особо примечательный, поэтому вечер мы проводили в небольшой освещённой беседке. В гараже рядом с жилым зданием был замечен Тук-тук. Насколько я понимаю, его можно было при необходимости "зафрахтовать", но у нас был собственный арендованный миниавтобус для вечерних покатушек за пивом.

Вот как выглядит это небольшое место.

В комнатах (во всех отелях, где мы останавливались) были москитные сетки. Не сказать, что мы попали в сезон с комарами, но на всякий случай сеть раскрывали. На потолке размещались вентиляторы.

Примерная комплектация комнат отелей, где мы были. Розетки немного изменённого евростандарта, но везде были переходники.

Во всех отелях были душевые кабинки. В некоторых даже с множеством душиков.

В кафе иногда, если не уточнить заказ и сказать вместо "мне чай на воде" просто "мне чай", то можно получить вот такой напиток. Чай на молоке. По вкусу - чай со сгущёнкой, который часто пили в детстве.

За 1 доллар США можно получить около 150 ланкийских рупий, так что стоимость фрешей (примерно 250 мл.) можно оценить по картинке ниже. В некоторых местах цены на свежевыжатый сок были ниже 100 рупий.

Фреши из арбуза (если не ошибаюсь) нам любезно разнесли утром по номерам. Также в стоимость отеля входил небольшой завтрак: сосиски, хлеб, яичница, тосты с джемом и, конечно, чай.

По поводу уличной еды. К сожалению, не догадался сделать пару фотографий уличных торговых лавок. Но в поисках названия того, что мы ели, я наткнулся на блог, где хорошо описана уличная, домашняя и ресторанная еда. Зато догадался сфотографировать местные деньги - ланкийские рупии. Как уже писал выше, 1 доллар сша = 150 рупий.

Дружелюбный работник нашего отеля. Всегда без проблем можно было получить любую помощь и даже фото.

Наш отель был окружён как флорой, так и фауной, которая давала себя фотографировать до потери заряда в батарее фотика.

По незнанию, этих ящериц можно перепутать с хамелеонами или игуанами, но на самом деле это Калоты – самые заметные (после варанов) ящерицы Шри-Ланки. Относятся они к семейству агамовых, или драконов. Размеры вместе с длинным хвостом - от 6,5 до 60 см. Драконами их называют за наличие гребней на спине. Даже ланкийцы иногда называют калота «игуаной», хотя игуаны здесь не водятся. Одни виды калотов окрашены в зеленый цвет, другие – в серый, но многие самцы в период размножения меняют окраску. На стволах деревьев можно встретить ящериц с красными головами и желтыми хвостами. Некоторые самцы щеголяют в длинных черных «перчатках», образ «жениха» довершают густые красные «тени» вокруг глаз и белые или синие губы.

Во время завтрака мы слышали крики павлинов и прочих пернатых, видели, как мангуст в спешке свалился с крыши сарая (хотя может они так спускаются), а вечером на высоте 10-20 метров постоянно летали летучие мыши, только не такие, как в наших края, а ближе по размеру к орлам, с размахом крыльев в пол- и больше метров

Итак, мы приехали в монастырь Дамбулла! Золотой пещерный храм Дамбулла занесён в список мирового наследия ЮНЕСКО. На входе располагается небольшая ступа.

Опасный рой непонятно чего разместился на ветвях прямо над головами паломников и туристов. Подобные рои также были замечены на подбородке и у руки статуи Золотого Будды.

Сам храм является современным сооружением, которое окончательно было построено в 2000 году на пожертвования японских граждан. В нем находится музей и кассы, где можно купить билет для посещения пещерных храмов. Билет на 1 человека стоит 1500 рупий.

К храму в очередь выстроены около сотни монахов. Несмотря на их внешнюю схожесть, каждый имеет свои индивидуальные черты и отличается от других.

Золотой храм расположен у подножья скалы, на вершине которой, на высоте 150 м, находится еще один храм — Королевский. Передвижение по территории только босиком. За охрану обуви от обезьян - 25 рупий с пары.

Первые пещеры храма Дамбуллы, а их здесь около 80, были основаны аж в I веке до н. э. История гласит, что временем основания храма считается период, когда изгнанный из Анурадхапуры король Валагамбаха провёл в пещерах Дамбуллы более 14-ти лет. А после возвращения трона в знак благодарности за помощь возвел монахам первый пещерный храм и подарил его Буддистскому Ордену. Этот исторический факт, кстати, зафиксирован в надписях, расположенных прямо над входом в Дамбуллу. Бурную реновацию храм пережил в XII веке, когда во времена правления короля Ниссанкамаллы 73 статуи Будды (почти каждая вторая) покрыли золотом, после чего Дамбуллу стали называть «Золотым храмом».

А в XVIII веке на территории Дамбуллы проживало множество художников, которые расписывали храмы. За столетия существования комплекс украсили что-то около 2 кв. км росписей.

Первая пещера - Девараджалена. В ней находится 14-метровая скульптура лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног. Эта картина воссоздает момент входа Будды в Нирвану. Там же у ног располагается другая статуя Будды. 3 статуи Будды в медитации и бог Вишну расположены около головы лежащего Будды. Принято считать, что все семь скульптур, занимающих практически все пространство пещеры, относятся к I веку до н.э. и являются творением короля Валагамбаху. Однако искусствоведы датируют их более поздним периодом. Название пещеры объясняется присутствием бога Вишну, под покровительством которого храм Дамбулла был построен. Вероятно, названия пещер появились намного позже, так как только в 1726 году хроники впервые сообщают их. Живопись на стенах и потолке почти невозможно различить из-за слоя сажи от благовоний и масляных лампадок верующих. Часовня бога Вишну, где совершаются регулярные службы, примыкает к пещере снаружи.

Следующая пещера (Махараджа Вихарая) - самая большая и самая значительная. Здесь находятся 60 фигур Будды, статуи некоторых индуистских божеств, двух царей, а также 1500 изображений Будды на сводах. Наc тоже интересовало, почему так много будд. На что получили банальный ответ: монахи чисто физический не могли располагаться у одной статуи, т.к. места внутри пещеры немного - и, чтобы решить эту проблему, строили много статуй будд, для всех.

Напротив входа в пещеру находится центральная скульптура Будды в натуральную величину. Левой рукой Будда поддерживает свободный конец робы, жест правой руки - жест протекции. Статуя имеет большое сходство с колоссальными скульптурами периода Анурадхапуры, но выражение лица не такое умиротворенное, что возможно явилось результатом реставрационных работ. Под свежим слоем краски видны следы позолоты.

В пещере находится ступа в 3,5 м., вокруг которой восседают 11 скульптур Будды в состоянии медитации. Над головами двух из них (на фото слева виден один) изображен змеиный король Мучалинда, предоставивший Будде укрытие на шестой неделе после прозрения.

Здесь также можно увидеть статую короля Кирти Шри Раджа Сингха - второго короля из последней династии Наяк, правящей на Шри-Ланка. После смерти этого короля Шри-Ланкой уже руководили не короли, а "губернаторы" колониального правительства.

Паччима Вихарая. Построена в I веке до н.э. королем Валагамбаху. Небольшая, 16 х 8 х 8м, но интересная пещера, в центре которой находится небольшая ступа, недавно ограбленная искателями сокровищ. Предполагают, что в ступе были замурованы драгоценности супруги короля Валагамбаху.

На выходе из последней пещеры находится небольшой прудик с лотосами.

На склонах горы сидят обезьянки и внимательно наблюдают за рассеянными туристами.

После осмотра Золотого Храма Дамбуллы наш путь лежал в сторону не менее святого места - города Канди. Немного отъехав, мы сделали небольшую остановку, чтобы купить фруктов и утолить жажду кокосовым молоком.

Дорога была накрыта кронами деревьев. Такой вид было невозможно не запечатлеть.

На пути к Канди у нас была ещё 1 запланированная остановка - сад специй. Интересно было увидеть, как растет какао, кофе, ваниль, черный перец, ананасы и многие другие растения, о которых только слышал или использовал в качестве приправ. Первая часть достаточно познавательная, главное - это не верить на 100% речам местного сотрудника, рассказывающего о чудодейственных средствах, которые можно купить только здесь и только сейчас.

Алоэ вера. Ещё сотни раз нам придётся столкнуться с этим растением. Аналог нашей зелёнки - лечит всё и от всего.

Чёрный перец. Он пока не чёрный, но скоро станет привычным для нас.

Красный ананас.

Мимоза. Если коснуться листьев, то они начнут закрываться. Проверено!

Дальше нас завели в просторную хибару, где женщина в жёлтом показывала, как древние ланкийцы измельчали всё, что только можно, и получали кулинарную приправу.

Тут же находилась небольшая кухня, и всё та же женщина в жёлтом готовила лёгкие изделия общепита и угощала всех желающих.

Вдоволь "наевшись" едой и рассказами, мы отправились на другую сторону моста.

Тут было продолжение садов и огородов. Здесь же можно было увидеть механизированный вариант ступы с пестиком.

Отгоняем злых духов и птиц от чего-то с названием Андху.

Имбирь.

Очередное здание, где нам показывают, как готовят лекарства. На фото механическое приспособление для производства таблеток.

Образцы лекарственных штук - коры, корешков, зёрен и т.д.

Наш гид и местный "фармацевт".

Травы, из которых, наверное, будет делаться отвар.

А вот это растение, за хранение которого во многих странах есть соответствующая статья в уголовном кодексе. Она же дала название напитку Кока-кола.

Ну и, конечно, в итоге нас привели в магазин, где можно было накупить всевозможных средств, косметических и лекарственных, сделанных из растений, произрастающих в этом саду специй.

Покинув сад специй, мы заехали в одно из придорожных кафе, работающих по принципу "заплати фиксированную сумму и бери чего хочешь". И поэтому на наших тарелках так много всего разного.

Приехав поздно вечером в Канди, мы заселились в отель и затем поехали в местный "дом культуры" на разрекламированное представление с участием музыкантов и артистов. Дальнейшие комментарии будут излишни, так что снова no comments.

В наших краях когда-то висел портрет Ленина, а в ланкийских - Будда.

Мы приехали в Канди 31 ноября, и некоторые местные кафе были символично украшены в честь Праздника Всех Святых - Хэллоуина.